Лекция 8

Центр дистанционного образования

Андроповский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №1 имени П.М.Стратийчука"

 

Лекция 8

Внутренняя политика Николая I

 

Личность императора Николая I (1825-1855)

Император Николай Павлович родился 25 июня 1796 г. в Царском Селе и стал третьим из четырех сыновей императора Павла I. Тогда была жива бабушка, императрица Екатерина II, которая сама вынесла внука на руках на балкон дворца, чтобы по­казать его народу. Великий князь был наречен Никола­ем, именем, которым до того не называли членов Импе­раторского дома.

Николай Павлович потерял отца, когда ему не исполнилось и пяти лет. Он, конечно, ничего не знал о заговоре и не имел о том событии никаких личных впечатлений. Но с молодых лет он знал на­верняка: как у второго брата царствующего Алек­сандра I у него нет никаких шансов стать царем.

Хотя Николай и не числился наследником, Алек­сандр I с ранней юности приобщал своего младшего брата к государственным делам. Молодой великий князь вместе с императором въезжал в столицу по­бежденной Франции, а затем присутствовал на Вен­ском конгрессе четырех великих держав — победи­тельниц Наполеона, сопровождал брата-венценосца в его визитах в Англию, Австрию и Пруссию.

Именно в Пруссии в 1814 г. Николай влюбился в юную дочь короля Фридриха Вильгельма III — Шарлотту (ее полное имя Фредерика Луиза Шарлот­та Вильгельмина), на которой через три года женил­ся. В 1818 г. на свет появился их первенец Алек­сандр — будущий император Александр II.

 

Николай Павлович очень любил всякие техниче­ские приспособления, машины, вообще все то, что тогда называлось техникой, а сообщения о новых изобретениях и технических усовершенствованиях неиз­менно привлекали его внимание.

Николая Павловича с детства отличала одна характер­ная черта, многое определившая позднее и в политике им­перии, — предельная аккуратность, даже педантизм в ис­полнении всех норм и правил. Того же он требовал и от других. При исполнении закона император ни для кого не делал исключений.

Воцарение Николая I сопровождалось смутой, крова­выми событиями, и это несчастье навсегда запечатлелось в его памяти. Вскоре после восшествия на престол импера­тор, имея в виду 14 декабря 1825 г., сказал французскому послу графу Лаферроне:Никто не в состоянии понять ту жгучую боль, которую я испытываю и буду испыты­вать всю жизнь при воспоминании об этом дне.

В период своего правления Николай I прилагал немало усилий, чтобы пресечь любые действия, направленные против власти. Император был уверен, что самодержавная, Богом данная власть царя — необходимая форма правле­ния в России. В отличие от Александра I он никогда не ис­пытывал влечения к модным европейским теориям соци­ального устройства жизни, терпеть не мог, как он говорил, всякие там конституции и парламенты, которые, по его мнению, приводили лишь к хаосу и нарушали древнейший принцип законной власти коронованных правителей.

Однако это не означало, что император не видел недостатков самодержавной системы. Он стремился иско­ренить их не введением принципиально новых органов управления, не путем коренного реформирования учрежде­ний, а совершенствованием государственного механизма.

Царь осознавал порочность крепостной системы. Одна­ко за три десятка лет своего правления Николай I так и не рискнул заняться разрешением этого самого жгучего социального вопроса.

Николай I много ездил по России и почти везде обнаруживал неполадки и неустройства, он знал о казно­крадстве и массовых явлениях взяточничества. Не раз им­ператор наказывал проворовавшихся, выгонял со службы нерадивых чиновников, подписывал грозные указы, но положение в стране мало менялось к лучшему. Ощути­мых результатов Николай I так и не добился.

На время царствования Николая Павловича в различ­ных странах происходили революции, России приходилось  вести войны на юге и на западе, бороться с восстанием внутри страны. Его царствование закончилось в момент Крымской войны, которая оказалась неудачной для РоссииПочти все, что Николай I создавал, утверждал и отстаивал на протяжении тридцати лет, не выдерживало испытанийподвергалось критике. Он умер разочарованным, близким к отчаянию человеком.

 

 

 

Преобразования в государственном управлении

Нико­лай I и его советники сделали из событий 14 декабря 1825 г. важный вывод: необходимо многое изменить во внутренней политике империи, в организации власти в России, чтобы не допустить, с одной стороны, подобного антиправительственного движения, а с другой —прочить основы власти, улучшить работу государствен­ной машины.

В николаевскую эпоху в системе высших государствен­ных учреждений принципиально ничего не изменилось, осуществлялись лишь некоторые дополнения и преобра­зования. Возникли новые министерства: Императорского двора (1826), государственных имуществ (1837). Так же в самом начале правления Николая I, в 1826 году был принят устав, который современники за его жесткость прозвали «чугунным».

Особня­ком в ряду высших административных ведомств оказа­лось лишь Третье отделение Собственной Его Император­ского Величества Канцелярии, учрежденное в 1826 г. и огромное количе­ство распоряжений, указов и других законодательных ак­тов, изданных в былые времена. Было решено навести в этом важном деле порядок, проведя кодификацию (систематизацию) законодательства.

 

К этой важной работе император привлек М. М. Спе­ранского, который с группой помощников к 1830 г. завер­шил эту работу.

В объемных 45 томах было собрано около 30 тыс. зако­нов, появившихся в России со времен Соборного Уложения царя Алексея Михайловича. Этот труд получил название. Полное собрание законов Российской империи.
     Такова была первая часть работы. Вторая же, не менее важная, состояла в том, чтобы из общей массы юридиче­ских актов отобрать те, которые не потеряли свою силу и действовали на территории империи к началу 1830-х гг.

В 1833 г. и второе собрание законов было готово. Оно насчитывало 15 томов и получило название «Свод законов Российской империи. Его отпечатали большим тиражом и разослали во все концы империи. Царь принял решение, что отныне все новые законы должны немедленно публи­коваться как продолжение «Свода законов...».

Вторая важная задача, вставшая перед царем сразу по восшествии на престол, касалась состояния государствен­ных финансов. Еще во времена Екатерины II правительст­во начало в большом количестве выпускать в обращение ассигнации (бумажные деньги). Первоначально стоимость бумажных и серебряных денег была равнозначной. Но по­степенно, по мере того как количество ассигнаций увели­чивалось, их реальная стоимость стала падать.

К началу царствования Николая I один рубль ассигна­циями стоил примерно четвертую часть серебряного руб­ля. Положение складывалось совершенно ненормальное. Царь поручил министру финансов графу  Е. Ф. Канкрину (1774—1845) исправить положение.

За короткий срок министру удалось накопить большие государственные запасы драгоценных металлов (золота и серебра), что позволило установить твердое соотношение рублей. С 1843 г. постоянный и обязательный курс состав­лял 3 руб. 50 коп. ассигнациями за 1 серебряный рубль.

Постепенно ассигнации изымались из обращения, за­менялись новыми бумажными деньгами — кредитными билетами.

 

Крестьянский вопрос. Император с самого начала своего правления не сомневался, что наличие крепостного права есть зло. Он знал, что его старший брат много размышлял об отмене крепостного состояния, в котором пребывала часть населения страны, но так и не рискнул его ликвидировать.

Как в свое время перед Александром I, перед Николаем I неизменно возникал один и тот же вопрос: если предоста­вить полную гражданскую свободу крестьянам (сделать по закону их свободными), то что же будет дальше?

Царь так и не отменил крепостное состояние.  Николай I считал, что время для этого еще не наступило. В его царствование принимались лишь отдельные меры, способные, с одной стороны, упорядо­чить систему отношений между помещиком и его крепост­ными, а с другой — создать условия для будущего раскре­пощения крестьянства.

В 1842 г. появился закон об обязанных крестьянах. Он позволял землевладельцам ликвидировать крепостные отношения, а крестьянам — приобретать землю. Было запрещено продавать крестьян по долгам помещиков отдельно от семей. Помещик мог теперь освободить кре­стьян, наделить их землей и получать за это с них опреде­ленный оброк (деньгами или продуктами).

Освобожденные таким образом крестьяне получали на­звание обязанных.

Выступая при обсуждении этого закона в Государствен­ном совете, царь сказал, что крепостное право есть зло, но что прикасаться к оному теперь было бы злом еще более гибельным.

Заметные преобразования в эпоху Николая I коснулись значительной массы крестьян, принадлежавших государ­ству. Этих государственных крестьян насчитывалось к началу 1830-х гг. более 8 млн. Ими занималось созданное в 1837 г. Министерство государственных имуществ, во главе которого был поставлен граф П. Д. Киселевеще в 1816 г. представивший Александру I записку со своими соображениями по поводу постепенной ликвидации крепостного строя.

За государственный счет начали строить сельскохозяй­ственные школы, где крестьяне имели возможность ознакомиться с новейшими приемами ведения хозяйства; открывались ветеринарные лечебницы.

На этих мерах власть в эпоху Николая I и остановилась. Император не рискнул бросить вызов времени, переломить сопротивление дворянства и пойти дальше на радикальные преобразования:<овапия всего сельскохозяйственного уклада страны. Это пришлось делать его сыну — императору Александру II.

На страже империи: граф А.Х. Бенкендорф и граф С.С. Ува­ров.

За тридцатилетний период царствования Николая I немалое число людей, занятых делами управления, проявили себя как способные деятели. Помимо М. М. Сперанского и графа П. Д. Киселева к ним принадлежал и граф I. X. Бенкендорф (1783—1844).

Он верил в блестящие перспективы страны: Прошедшее России было удивительно, ее настоящее более чем велико­лепно; что же касается будущего, то оно выше всего, что может нарисовать себе самое смелое воображение.

Неизменным условием для благополучия и процветания Российской империи Бенкендорф видел установление поряд­ка и спокойствия в огромной стране. Почти 20 лет граф яв­лялся ревностным хранителем общественного порядка.

 

Среди высших государственных органов империи суще­ствовала Собственная Его Императорского Величества Канцелярия, занимавшаяся личной перепиской императо­ра. При Николае I роль и значение этого органа стали ины­ми. Канцелярия была разделена на несколько отделений, и корреспонденцией монарха занималось теперь лишь Первое отделение. Во Втором сосредоточились дела законо­дательные, Четвертое отделение ведало благотворительны­ми учреждениями (школами, приютами и больницами).

Наиболее же значительная роль отводилась Третьему отделению. Его основная функция — организация борьбы с антиправительственным движением отдельных лиц и раз­личных групп. Имелась и еще одна важная задача: контро­лировать законность действий должностных лиц и о всех злоупотреблениях немедленно сообщать руководству.

Третье отделение осуществляло высший полицейский надзор. Ему передавались функции цензуры, организация розыска и следствия по всем политическим и уголовным делам. Оно просуществовало более полувека и было лик­видировано в 1880 г.

 

А. X. Бенкендорф был назначен на должность Главного начальника Третьего отделения Собственной Его Импера­торского Величества Канцелярии. Еще раньше он стал ше­фом жандармерии — военизированных полицейских под­разделений, осуществлявших контроль на местах. Теперь же задача усложнялась: помимо контроля и предотвраще­ния беспорядков надлежало держать под наблюдением и политические настроения различных групп населения. Сделать это можно было лишь скрытыми методами.

Третье отделение прибегло к практике, широко распро­страненной в других странах (Франции, Англии, Прус­сии, Австрии), но почти неизвестной ранее в России. Оно вербовало тайных сотрудников-осведомителей, внедряло доверенных людей в те организации и кружки, которые могли представлять опасность для власти. Руководитель Третьего отделения был уверен, что, если подобная служ­ба слежкой, сыском и дознанием. Глава Третьего отделения представлял царю доклады, содержавшие ана­лиз общего положения в стране, а также рекомендации по принятию конкретных мер общегосударственного харак­тера — о необходимости построить железную дорогу меж­ду Петербургом и Москвой (1838) и планах реорганизации системы рекрутских наборов (1838), о расширении системы народного здравоохранения (1841) и пересмотре таможенных тарифов (1842) и др.

Максимальное число служащих Третьего отделения во времена А. X. Бенкендорфа составляло 32 человека.

Деятельность ведомства, возглавляемого А. X. Бенкен­дорфом, с самого начала вызвала недовольство в различ­ных кругах русского общества. Больше всего роптали те, кто занимал заметные должности в государственном аппа­рате, поскольку главнейшая функция Третьего отделения епстояла в выявлении и пресечении служебных злоупо­треблений. Высшему чиновничеству не мог понравиться подобный контроль.

Бесконтрольность в деятельности чиновников и вызывае­мые ею злоупотребления теперь не оставались незамеченным. Служба Бенкендорфа, «это  недремлющее око государя », всегда была начеку, и любой подданный мог передать туда информацию о неблаговидных поступках должностных лиц. И передавали.

В глаза всесильному начальнику ничего не говорили, «могущественного вре­менщика» боялись, но в своем кругу обвиняли последнего чуть ли не во всех смертных грехах. Наушничество и доносительство, возведенные на уровень государственной политики, нельзя не считать алом. И все же безопасность государства надежно охраня­лась За годы правления Николая I возник лишь один значительный заговор, который властям удалось быстро раскрыть. Это была деятельность кружка, организатором которого стал  М.В. Петрашевский (1821—1866). Члены тайного общества вынашивали планы свержения монар­хии и установления республики.

 

 

В эпоху николаевского царствования взошла звезда еще одного известного государственного деятеля — графа С.С.Уварова (1786—1855). Это был один из образован­нейших людей своего времени, прекрасно владевший новыми и древними языками, интересовавшийся археоло­гией, философией, историей. Из-под его пера вышел ряд научных работ. В 1811—1822 гг. С.С.Уваров занимал должность попечителя Петербургского учебного округа, в 1818 г. возглавил Российскую Академию наук и оставал­ся ее президентом до самой смерти.

Более 15 лет, с 1833 по 1849 г., он являлся министром просвещения. За свои служебные заслуги министр полу­чил редкое поощрение — в 1846 г. ему был высочайше по­жалован титул графа.

Деятельность С. С. Уварова в памяти потомков запечатлелась не конкретными служебными делами, а тем, что он сформулировал так называемую теорию официаль­ной народности.   Смысл наставления министра состоял в том, чтобы мод­ным теориям о «равенстве» и «свободе» противопоставить понимание особенностей русской государственности, не­повторимого духовного облика русской нации.

Свое деловое кредо министр сформулировал вполне отчетливо: Мы, то есть люди девятнадцатого века, в за­труднительном положении: мы живем среди бурь и волне­ний политических. Народы изменяют свой быт, обновля­ются, идут вперед. Никто здесь не может предписывать своих законов. Но Россия еще юна, девственна и не должна вкусить, по крайней мере теперь еще, сих кровавых тревог. Надобно продлить ее юность и тем временем воспитать се. Вот моя политическая система <...> Если мне удастся отодвинуть Россию на пятьдесят лет от того, что гото­вят ей теории, то я исполню мой долг и умру спокойно.

В уваровской формуле православие олицетворяло поня­тие мировоззрения, самодержавие — форму государствен­ного устройства, а понятие народности подчеркивало, что православие и самодержавие отвечали духу народа, его представлениям об устройстве страны и мира.

Соединение трех этих элементов и создавало, по мысля Уварова, удивительный исторический феномен, называе­мый Россия. По сути дела, Уваров лишь призывал русских людей не превращаться в «умственных рабов» иностран­ных учений, уважать прошлое, дела предков и не забы­вать, что в империи двуглавого орла очень много неповто­римого, своеобразного.

Подведем итоги.

ИТОГИ ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ.

1.    В результате утверждения внутриполитического курса, в котором преобладали реакционные меры, подавлялась не только оппозиция, но и любое свободомыслие в стране.

2.    Бюрократизация государственного аппарата и государственная опека всех сторон жизни общества достигли апогея. Правление Николая I стало вершиной абсолютизма в России. Но, не доверяя обществу и опираясь на чиновничество, император, при отсутствии представительных органов, не мог обеспечить контроль за его деятельностью и, в итоге, с горечью признал, что "Россией правят столоначальники".

3.    За годы правления Николая I, требующего повиновения, а не рассуждения, в несколько раз увеличилась численность чиновничества, но качественный состав русской бюрократии в результате ухода из службы мыслящих, совестливых людей значительно ухудшился.

4.    Сохранен сословный строй, усилена элитарная замкнутость дворянства.

5.    Осознавалась вредоносность крепостного права, но оно было сохранено, а отдельные реформы лишь регламентировали повинности, упорядочивали отношения крестьян с государством.

6.    В итоге, внутренняя политика Николая I, укрепляя основы самодержавия и не решая назревших коренных проблем, приводила к застою и отставанию от наиболее передовых стран Запада, дестабилизировала социальную и политическую обстановку в стране.

7.    При внешнем могуществе и напускном благополучии страна оказалась в кризисном состоянии, что и выявила Крымская война. Свидетельством кризиса стали и слухи о самоубийстве царя, который глубоко переживал неудачи в войне и, видимо, осознавал катастрофический характер последствий своего правления.

 

Домашнее задание: Выполни задания и отправь его на androp_1cdo@mail.ru

 

ВОПРОСЫ ДЛЯПИСЬМЕННЫХ  ОТВЕТОВ

1. Наведение порядка в стране — это хорошо или плохо? Может ли цель оправдывать те средства, которые использовал Николай I?

2. Каковы характерные черты системы управления Николая I?

3. В чём смысл теории «официальной народности»?

4. Установите соответствие между фамилиями государственных деятелей и их деятельностью:

        ФАМИЛИИ                                                                    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

А) П. Д. Киселёв                                  1) проведение реформы государственных крестьян

Б) В. П. Кочубей                                  2) создание корпуса жандармов

В) М. М. Сперанский                        3) проект реформы государственного управления

Г) А. Х. Бенкендорф                          4) проведение кодификации российского законодательства

 

 

Дата последнего обновления страницы 25.12.2017
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»