| ||||||||
|
| |||||||
Лекция 8Внутренняя политика Николая I
Личность императора Николая I (1825-1855). Император Николай Павлович родился 25 июня 1796 г. в Царском Селе и стал третьим из четырех сыновей императора Павла I. Тогда была жива бабушка, императрица Екатерина II, которая сама вынесла внука на руках на балкон дворца, чтобы показать его народу. Великий князь был наречен Николаем, именем, которым до того не называли членов Императорского дома. Николай Павлович потерял отца, когда ему не исполнилось и пяти лет. Он, конечно, ничего не знал о заговоре и не имел о том событии никаких личных впечатлений. Но с молодых лет он знал наверняка: как у второго брата царствующего Александра I у него нет никаких шансов стать царем. Хотя Николай и не числился наследником, Александр I с ранней юности приобщал своего младшего брата к государственным делам. Молодой великий князь вместе с императором въезжал в столицу побежденной Франции, а затем присутствовал на Венском конгрессе четырех великих держав — победительниц Наполеона, сопровождал брата-венценосца в его визитах в Англию, Австрию и Пруссию. Именно в Пруссии в 1814 г. Николай влюбился в юную дочь короля Фридриха Вильгельма III — Шарлотту (ее полное имя Фредерика Луиза Шарлотта Вильгельмина), на которой через три года женился. В 1818 г. на свет появился их первенец Александр — будущий император Александр II.
Николай Павлович очень любил всякие технические приспособления, машины, вообще все то, что тогда называлось техникой, а сообщения о новых изобретениях и технических усовершенствованиях неизменно привлекали его внимание. Николая Павловича с детства отличала одна характерная черта, многое определившая позднее и в политике империи, — предельная аккуратность, даже педантизм в исполнении всех норм и правил. Того же он требовал и от других. При исполнении закона император ни для кого не делал исключений. Воцарение Николая I сопровождалось смутой, кровавыми событиями, и это несчастье навсегда запечатлелось в его памяти. Вскоре после восшествия на престол император, имея в виду 14 декабря 1825 г., сказал французскому послу графу Лаферроне:Никто не в состоянии понять ту жгучую боль, которую я испытываю и буду испытывать всю жизнь при воспоминании об этом дне. В период своего правления Николай I прилагал немало усилий, чтобы пресечь любые действия, направленные против власти. Император был уверен, что самодержавная, Богом данная власть царя — необходимая форма правления в России. В отличие от Александра I он никогда не испытывал влечения к модным европейским теориям социального устройства жизни, терпеть не мог, как он говорил, всякие там конституции и парламенты, которые, по его мнению, приводили лишь к хаосу и нарушали древнейший принцип законной власти коронованных правителей. Однако это не означало, что император не видел недостатков самодержавной системы. Он стремился искоренить их не введением принципиально новых органов управления, не путем коренного реформирования учреждений, а совершенствованием государственного механизма. Царь осознавал порочность крепостной системы. Однако за три десятка лет своего правления Николай I так и не рискнул заняться разрешением этого самого жгучего социального вопроса. Николай I много ездил по России и почти везде обнаруживал неполадки и неустройства, он знал о казнокрадстве и массовых явлениях взяточничества. Не раз император наказывал проворовавшихся, выгонял со службы нерадивых чиновников, подписывал грозные указы, но положение в стране мало менялось к лучшему. Ощутимых результатов Николай I так и не добился. На время царствования Николая Павловича в различных странах происходили революции, России приходилось вести войны на юге и на западе, бороться с восстанием внутри страны. Его царствование закончилось в момент Крымской войны, которая оказалась неудачной для России. Почти все, что Николай I создавал, утверждал и отстаивал на протяжении тридцати лет, не выдерживало испытаний, подвергалось критике. Он умер разочарованным, близким к отчаянию человеком.
Преобразования в государственном управлении Николай I и его советники сделали из событий 14 декабря 1825 г. важный вывод: необходимо многое изменить во внутренней политике империи, в организации власти в России, чтобы не допустить, с одной стороны, подобного антиправительственного движения, а с другой —прочить основы власти, улучшить работу государственной машины. В николаевскую эпоху в системе высших государственных учреждений принципиально ничего не изменилось, осуществлялись лишь некоторые дополнения и преобразования. Возникли новые министерства: Императорского двора (1826), государственных имуществ (1837). Так же в самом начале правления Николая I, в 1826 году был принят устав, который современники за его жесткость прозвали «чугунным». Особняком в ряду высших административных ведомств оказалось лишь Третье отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, учрежденное в 1826 г. и огромное количество распоряжений, указов и других законодательных актов, изданных в былые времена. Было решено навести в этом важном деле порядок, проведя кодификацию (систематизацию) законодательства.
К этой важной работе император привлек М. М. Сперанского, который с группой помощников к 1830 г. завершил эту работу. В объемных 45 томах было собрано около 30 тыс. законов, появившихся в России со времен Соборного Уложения царя Алексея Михайловича. Этот труд получил название. Полное собрание законов Российской империи. В 1833 г. и второе собрание законов было готово. Оно насчитывало 15 томов и получило название «Свод законов Российской империи. Его отпечатали большим тиражом и разослали во все концы империи. Царь принял решение, что отныне все новые законы должны немедленно публиковаться как продолжение «Свода законов...». Вторая важная задача, вставшая перед царем сразу по восшествии на престол, касалась состояния государственных финансов. Еще во времена Екатерины II правительство начало в большом количестве выпускать в обращение ассигнации (бумажные деньги). Первоначально стоимость бумажных и серебряных денег была равнозначной. Но постепенно, по мере того как количество ассигнаций увеличивалось, их реальная стоимость стала падать. К началу царствования Николая I один рубль ассигнациями стоил примерно четвертую часть серебряного рубля. Положение складывалось совершенно ненормальное. Царь поручил министру финансов графу Е. Ф. Канкрину (1774—1845) исправить положение. За короткий срок министру удалось накопить большие государственные запасы драгоценных металлов (золота и серебра), что позволило установить твердое соотношение рублей. С 1843 г. постоянный и обязательный курс составлял 3 руб. 50 коп. ассигнациями за 1 серебряный рубль. Постепенно ассигнации изымались из обращения, заменялись новыми бумажными деньгами — кредитными билетами.
Крестьянский вопрос. Император с самого начала своего правления не сомневался, что наличие крепостного права есть зло. Он знал, что его старший брат много размышлял об отмене крепостного состояния, в котором пребывала часть населения страны, но так и не рискнул его ликвидировать. Как в свое время перед Александром I, перед Николаем I неизменно возникал один и тот же вопрос: если предоставить полную гражданскую свободу крестьянам (сделать по закону их свободными), то что же будет дальше? Царь так и не отменил крепостное состояние. Николай I считал, что время для этого еще не наступило. В его царствование принимались лишь отдельные меры, способные, с одной стороны, упорядочить систему отношений между помещиком и его крепостными, а с другой — создать условия для будущего раскрепощения крестьянства. В 1842 г. появился закон об обязанных крестьянах. Он позволял землевладельцам ликвидировать крепостные отношения, а крестьянам — приобретать землю. Было запрещено продавать крестьян по долгам помещиков отдельно от семей. Помещик мог теперь освободить крестьян, наделить их землей и получать за это с них определенный оброк (деньгами или продуктами). Освобожденные таким образом крестьяне получали название обязанных. Выступая при обсуждении этого закона в Государственном совете, царь сказал, что крепостное право есть зло, но что прикасаться к оному теперь было бы злом еще более гибельным. Заметные преобразования в эпоху Николая I коснулись значительной массы крестьян, принадлежавших государству. Этих государственных крестьян насчитывалось к началу 1830-х гг. более 8 млн. Ими занималось созданное в 1837 г. Министерство государственных имуществ, во главе которого был поставлен граф П. Д. Киселев, еще в 1816 г. представивший Александру I записку со своими соображениями по поводу постепенной ликвидации крепостного строя. За государственный счет начали строить сельскохозяйственные школы, где крестьяне имели возможность ознакомиться с новейшими приемами ведения хозяйства; открывались ветеринарные лечебницы. На этих мерах власть в эпоху Николая I и остановилась. Император не рискнул бросить вызов времени, переломить сопротивление дворянства и пойти дальше на радикальные преобразования:<овапия всего сельскохозяйственного уклада страны. Это пришлось делать его сыну — императору Александру II. На страже империи: граф А.Х. Бенкендорф и граф С.С. Уваров. За тридцатилетний период царствования Николая I немалое число людей, занятых делами управления, проявили себя как способные деятели. Помимо М. М. Сперанского и графа П. Д. Киселева к ним принадлежал и граф I. X. Бенкендорф (1783—1844). Он верил в блестящие перспективы страны: Прошедшее России было удивительно, ее настоящее более чем великолепно; что же касается будущего, то оно выше всего, что может нарисовать себе самое смелое воображение. Неизменным условием для благополучия и процветания Российской империи Бенкендорф видел установление порядка и спокойствия в огромной стране. Почти 20 лет граф являлся ревностным хранителем общественного порядка.
Среди высших государственных органов империи существовала Собственная Его Императорского Величества Канцелярия, занимавшаяся личной перепиской императора. При Николае I роль и значение этого органа стали иными. Канцелярия была разделена на несколько отделений, и корреспонденцией монарха занималось теперь лишь Первое отделение. Во Втором сосредоточились дела законодательные, Четвертое отделение ведало благотворительными учреждениями (школами, приютами и больницами). Наиболее же значительная роль отводилась Третьему отделению. Его основная функция — организация борьбы с антиправительственным движением отдельных лиц и различных групп. Имелась и еще одна важная задача: контролировать законность действий должностных лиц и о всех злоупотреблениях немедленно сообщать руководству. Третье отделение осуществляло высший полицейский надзор. Ему передавались функции цензуры, организация розыска и следствия по всем политическим и уголовным делам. Оно просуществовало более полувека и было ликвидировано в 1880 г.
А. X. Бенкендорф был назначен на должность Главного начальника Третьего отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. Еще раньше он стал шефом жандармерии — военизированных полицейских подразделений, осуществлявших контроль на местах. Теперь же задача усложнялась: помимо контроля и предотвращения беспорядков надлежало держать под наблюдением и политические настроения различных групп населения. Сделать это можно было лишь скрытыми методами. Третье отделение прибегло к практике, широко распространенной в других странах (Франции, Англии, Пруссии, Австрии), но почти неизвестной ранее в России. Оно вербовало тайных сотрудников-осведомителей, внедряло доверенных людей в те организации и кружки, которые могли представлять опасность для власти. Руководитель Третьего отделения был уверен, что, если подобная служба слежкой, сыском и дознанием. Глава Третьего отделения представлял царю доклады, содержавшие анализ общего положения в стране, а также рекомендации по принятию конкретных мер общегосударственного характера — о необходимости построить железную дорогу между Петербургом и Москвой (1838) и планах реорганизации системы рекрутских наборов (1838), о расширении системы народного здравоохранения (1841) и пересмотре таможенных тарифов (1842) и др. Максимальное число служащих Третьего отделения во времена А. X. Бенкендорфа составляло 32 человека. Деятельность ведомства, возглавляемого А. X. Бенкендорфом, с самого начала вызвала недовольство в различных кругах русского общества. Больше всего роптали те, кто занимал заметные должности в государственном аппарате, поскольку главнейшая функция Третьего отделения епстояла в выявлении и пресечении служебных злоупотреблений. Высшему чиновничеству не мог понравиться подобный контроль. Бесконтрольность в деятельности чиновников и вызываемые ею злоупотребления теперь не оставались незамеченным. Служба Бенкендорфа, «это недремлющее око государя », всегда была начеку, и любой подданный мог передать туда информацию о неблаговидных поступках должностных лиц. И передавали. В глаза всесильному начальнику ничего не говорили, «могущественного временщика» боялись, но в своем кругу обвиняли последнего чуть ли не во всех смертных грехах. Наушничество и доносительство, возведенные на уровень государственной политики, нельзя не считать алом. И все же безопасность государства надежно охранялась За годы правления Николая I возник лишь один значительный заговор, который властям удалось быстро раскрыть. Это была деятельность кружка, организатором которого стал М.В. Петрашевский (1821—1866). Члены тайного общества вынашивали планы свержения монархии и установления республики.
В эпоху николаевского царствования взошла звезда еще одного известного государственного деятеля — графа С.С.Уварова (1786—1855). Это был один из образованнейших людей своего времени, прекрасно владевший новыми и древними языками, интересовавшийся археологией, философией, историей. Из-под его пера вышел ряд научных работ. В 1811—1822 гг. С.С.Уваров занимал должность попечителя Петербургского учебного округа, в 1818 г. возглавил Российскую Академию наук и оставался ее президентом до самой смерти. Более 15 лет, с 1833 по 1849 г., он являлся министром просвещения. За свои служебные заслуги министр получил редкое поощрение — в 1846 г. ему был высочайше пожалован титул графа. Деятельность С. С. Уварова в памяти потомков запечатлелась не конкретными служебными делами, а тем, что он сформулировал так называемую теорию официальной народности. Смысл наставления министра состоял в том, чтобы модным теориям о «равенстве» и «свободе» противопоставить понимание особенностей русской государственности, неповторимого духовного облика русской нации. Свое деловое кредо министр сформулировал вполне отчетливо: Мы, то есть люди девятнадцатого века, в затруднительном положении: мы живем среди бурь и волнений политических. Народы изменяют свой быт, обновляются, идут вперед. Никто здесь не может предписывать своих законов. Но Россия еще юна, девственна и не должна вкусить, по крайней мере теперь еще, сих кровавых тревог. Надобно продлить ее юность и тем временем воспитать се. Вот моя политическая система <...> Если мне удастся отодвинуть Россию на пятьдесят лет от того, что готовят ей теории, то я исполню мой долг и умру спокойно. В уваровской формуле православие олицетворяло понятие мировоззрения, самодержавие — форму государственного устройства, а понятие народности подчеркивало, что православие и самодержавие отвечали духу народа, его представлениям об устройстве страны и мира. Соединение трех этих элементов и создавало, по мысля Уварова, удивительный исторический феномен, называемый Россия. По сути дела, Уваров лишь призывал русских людей не превращаться в «умственных рабов» иностранных учений, уважать прошлое, дела предков и не забывать, что в империи двуглавого орла очень много неповторимого, своеобразного. Подведем итоги. ИТОГИ ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ. 1. В результате утверждения внутриполитического курса, в котором преобладали реакционные меры, подавлялась не только оппозиция, но и любое свободомыслие в стране. 2. Бюрократизация государственного аппарата и государственная опека всех сторон жизни общества достигли апогея. Правление Николая I стало вершиной абсолютизма в России. Но, не доверяя обществу и опираясь на чиновничество, император, при отсутствии представительных органов, не мог обеспечить контроль за его деятельностью и, в итоге, с горечью признал, что "Россией правят столоначальники". 3. За годы правления Николая I, требующего повиновения, а не рассуждения, в несколько раз увеличилась численность чиновничества, но качественный состав русской бюрократии в результате ухода из службы мыслящих, совестливых людей значительно ухудшился. 4. Сохранен сословный строй, усилена элитарная замкнутость дворянства. 5. Осознавалась вредоносность крепостного права, но оно было сохранено, а отдельные реформы лишь регламентировали повинности, упорядочивали отношения крестьян с государством. 6. В итоге, внутренняя политика Николая I, укрепляя основы самодержавия и не решая назревших коренных проблем, приводила к застою и отставанию от наиболее передовых стран Запада, дестабилизировала социальную и политическую обстановку в стране. 7. При внешнем могуществе и напускном благополучии страна оказалась в кризисном состоянии, что и выявила Крымская война. Свидетельством кризиса стали и слухи о самоубийстве царя, который глубоко переживал неудачи в войне и, видимо, осознавал катастрофический характер последствий своего правления.
Домашнее задание: Выполни задания и отправь его на androp_1cdo@mail.ru
ВОПРОСЫ ДЛЯПИСЬМЕННЫХ ОТВЕТОВ 1. Наведение порядка в стране — это хорошо или плохо? Может ли цель оправдывать те средства, которые использовал Николай I? 2. Каковы характерные черты системы управления Николая I? 3. В чём смысл теории «официальной народности»? 4. Установите соответствие между фамилиями государственных деятелей и их деятельностью: ФАМИЛИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ А) П. Д. Киселёв 1) проведение реформы государственных крестьян Б) В. П. Кочубей 2) создание корпуса жандармов В) М. М. Сперанский 3) проект реформы государственного управления Г) А. Х. Бенкендорф 4) проведение кодификации российского законодательства
| ||||||||
| ||||||||
Дата последнего обновления страницы 25.12.2017 Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |