Лекция 19

Центр дистанционного образования

Андроповский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №1 имени П.М.Стратийчука"

 

Лекция 19

 

Особенности состава и структуры сложных предложений

      Сложное предложение позволяет описать несколько событий, выразить отношения между ними. Использование определенных средств связи (союзов и союзных слов) между простыми предложениями в составе сложного позволяет точно определить смысловые отношения (причинные, временные, целевые и т. д.), которые устанавливаются между отдельными частями развернутого высказывания. Сложные предложения широко используются в книжной письменной речи.

      Однако нередко конструирование таких предложений вызывает большие трудности, а неправильное построение сложного предложения ведет к нарушению синтаксических норм современного русского языка и вызывает грубые речевые ошибки. К наиболее частотным ошибкам, допускаемым при построении сложного предложения, относятся следующие.

      1. Неправильное или неточное использование союзов и союзных слов.

      Неправильный вариант: Новые методы организации производства получат широкое распространение лишь тогда, если результаты экономической деятельности предприятия будут достаточно высокими.

      Исправленный вариант: Новые методы организации производства получат широкое распространение лишь тогда, когда результаты экономической деятельности предприятия будут достаточно высокими. Или: Новые методы организации производства получат широкое распространение лишь в том случае, если результаты экономической деятельности предприятия будут достаточно высокими.

      2. Использование одинаковых союзов и союзных слов между частями одного сложного предложения, нанизывание частей сложного предложения.

      Неправильный вариант: Дискуссия приняла такой оборот, что можно смело утверждать, что ее участники не смогут прийти к компромиссу.

      Исправленный вариант: Развернувшаяся дискуссия позволяет утверждать, что ее участники не смогут прийти к компромиссу.

      3. Постановка рядом однозначных союзов.

      Неправильный вариант: Учитель несколько раз делал замечания ученикам, но однако его слова не возымели действия.

      Исправленный вариант: Учитель несколько раз делал замечания ученикам, но его слова не возымели действия. Или: Учитель несколько раз делал замечания ученикам, однако его слова не возымели действия.

      4. Неправильный порядок слов в предложении с придаточным определительным.

      ЗАПОМНИТЕ: между союзным словом который и существительным, к которому оно относится, не должно находиться другое существительное в том же числе.

      Неправильный вариант: Вчера журналист взял интервью у представительницы делегации, которая специально пришла на встречу.

      Исправленный вариант: Вчера журналист взял интервью у специально пришедшей на встречу представительницы делегации.

      5. Смешение прямой речи и косвенной.

      Неправильный вариант: Ученик сказал, что я еще не подготовился к ответу.

      Исправленный вариант: Ученик сказал, что он еще не подготовился к ответу.

      6. Разнотипность частей сложного предложения.

      Неправильный вариант: На родительском собрании обсуждались следующие вопросы: а) помощь школе в ремонте классной мебели; б) как организовать вечер встречи выпускников школы.

      Исправленный вариант: На родительском собрании обсуждались следующие вопросы: а) помощь школе в ремонте классной мебели; б) организация вечера встречи выпускников школы. Или: На родительском собрании обсуждались следующие вопросы: а) как помочь школе в ремонте классной мебели; б) как организовать вечер встречи выпускников школы.

Дата последнего обновления страницы 25.12.2017
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»