Лекция 5

Центр дистанционного образования

Андроповский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №1 имени П.М.Стратийчука"

 

Лекция 5

Россия после войны с Наполеоном. Движение декабристов

1. Причины декабристского движения

Движение декабристов самым тесным образом связано с Отечественной войной 1812 года. Эта война вызвала небывалый патриотический подъем во всех слоях российского общества.

Мощное народное движение, направленное против захватчиков, заставило многих образованных людей изменить свое отношение к народу. После того массового героизма, который был  проявлен крестьянами, к ним уже трудно было относиться просто как к быдлу — рабочему скоту. В обществе все больше распространялось совсем другое отношение к простым мужикам и  бабам — как к героям.

Заграничные походы еще больше укрепили это новое и очень сильное чувство восхищения своим народом, но в то же время заставили всерьез задуматься о будущем своей страны. Русские офицеры наглядно убедились в том, насколько свободней и благополучней живут в Европе, чем в самодержавно-крепостнической России. Народ-герой заслуживал лучшей участи.

Вообще, сторонники перемен, по началу возлагали на царя самые серьезные надежды. Хорошо помня реформы начал  правления Александра I, они ожидали их продолжения. Недаром С.П. Трубецкой, стоявший у самых истоков декабристского движения, писал впоследствии, что первоначальная идея создать тайное общество, родившаяся в кругу молодых офицеров была связана со стремлением негласно «поддерживать и подкреплять желания государя», помогать ему бороться с противниками преобразований. Однако вскоре выяснилось, что бороться предстоит с самим государем.

Прогрессивно настроенная молодежь очень быстро разочаровалась в царском правительстве и прежде всего в самом царе.

Посмотрите, на примере Пушкина, как всего за три года изменилось отношение к императору:

 

Тебе, наш храбрый царь, хвала, благодаренье!

Когда полки врагов покрыли отдаленье,

Во броню ополчась, взложив пернатый шлем,

Колена преклонив пред вышним алтарем,

Ты браней меч извлек и клятву дал святую

От ига оградить страну свою родную.

 

Ура! в Россию скачет

Кочующий деспот.

Спаситель горько плачет,

За ним и весь народ.

 

С каждым годом становилось все очевидней, что никаких реформ не будет, что все перемены — к худшему.

Общее настроение, царившее в этом кругу, замечательно выразил А.Н. Муравьёв, писавший: «Польша получила конституцию, а Россия в награду за свои героические усилия в 1812 году получила — военные поселения!». Отношение к власти становилось все более критическим. В столичном обществе, в среде молодых офицеров, прошедших через наполеоновские войны, все чаще слышались речи самого обличительного характера.

 

По мере того, как в стране нарастала реакция и определяющей фигурой стал Аракчеев с его идеалом беспощадной муштры  и палочной дисциплины, сторонники реформ начинали переходить от слов к делу. Впервые в России здесь появляются тайные   революционные общества, члены которых готовы были сделать все возможное, чтобы вывести страну на новый уровень развития.

Итак, в итоге, мы можем записать причины декабристского движения:

  1. 1.   Одной из причин декабристского движения был мощный взрыв патриотизма в обществе, вызванный героической борьбой русского народа в 1812 году.

  2. 2.   В результате заграничных походов это чувство патриотизма было оскорблено сознанием того, что русский народ живет значительно хуже других европейских народов.

  3. 3.   В первые послевоенные годы стало очевидно, что верховная власть не желает изменить положение в стране к лучшему.

Все это вместе взятое заставило передовых представителей русского общества попытаться произвести перемены своими силами.

 

2. Первые декабристские организации

Поначалу сторонники реформ обратились за опытом тайной деятельности к масонским организациям, которые существовали в России с XVIII века.

В начале XIX века масонство оставалось явлением достаточно модным,  даже Александр I одно время покровительствовал  ему.

Эти организации — ложи, члены которых пытались разобраться в тайнах мироздания и человеческой натуры, вызывали раздражение правительства и особенно церкви своей духовной независимостью. Масонство  привлекало молодежь не только поисками таинственного знания, но и возможностью  познакомиться с известными и высокопоставленными людьми — членами братства; со знакомства в ложах начиналась не одна успешная карьера. Как правило, масонские организации были хорошо законспирированы; вся их деятельность строилась в соответствии со строгим ритуалом; строгим был и отбор новых членов — единомышленников.

 

Первой организацией, с которой обычно ведется отсчет декабристского движения, стал «Союз Спасения», созданный в 1816 году. В 1818 году он был преобразован в «Союз Благоденствия».

Обе организации по своему социальному составу носили исключительно дворянский характер. Главными действующими лицами в них были гвардейские офицеры, прошедшие Отечественную войну и заграничные походы: С.П. Трубецкой, И.Д. Якушкин, П.И. Пестель, находившиеся друг с другом в Первой организацией, с которой обычно ведется отсчет декабристского движения, стал «Союз Спасения», созданный в 1816 году. В 1818 году он был преобразован в «Союз Благоденствия».

Обе организации по своему социальному составу носили исключительно дворянский характер. Главными действующими лицами в них были гвардейские офицеры, прошедшие Отечественную войну и заграничные походы: С.П. Трубецкой, И.Д. Якушкин, П.И. Пестель, находившиеся друг с другом в родстве А.Н. и Н.М. Муравьёвы и братья М.И. и С.И. Муравьёвы-Апостолы.

Обе эти организации стремились решить самые главные вопросы русской жизни, их цели, безусловно, совпадали: введение конституции и ликвидация самодержавия. Но, в то же время, очевидны были и принципиальные различия между ними.

Прежде всего, это касалось численности организаций. Если в «Союзе спасения» было от 10 до 12 человек в 1816 году и до 30 человек в 1818, то «Союз благоденствия», начав свою деятельность с 30 человек в 1818 году, довел ее до 200 человек к  1821.

 

Резко отличались средства, с помощью которых члены организаций собирались достичь своих целей. Если «Союз спасения» делал ставку на хорошо подготовленный одиночный удар: захват власти с помощью заговора и военного переворота, то «Союз благоденствия» разрабатывал программу длительного воздействия на разные слои населения страны. Свою задачу члены этой организации видели в подготовке народа, общества и власти к переменам путем пропаганды передовых взглядов, распространения просвещения.

В 1821 году «Союз благоденствия» был распущен по инициативе его руководителей.

При этом, чтобы не вызвать подозрений со стороны тех, от кого они хотели избавиться, инициаторы самороспуска ссылались на то, что подобное общество становится, во-первых, опасным — на «Союз благоденствия» и впрямь было немало доносов, во-вторых, — не очень нужным, поскольку обличать пороки самодержавной России и заботиться о своих крепостных можно было и в одиночку, без всякой организации. Все это приняли либеральные члены «Союза» без возражений, и он самоликвидировался.

 

3. Северное и Южное общества

Однако именно те, кто ликвидировал «Союз благоденствия», совсем не собирались отказываться от организованной борьбы за свои идеалы. В том же 1821 году создаются новые организации, имевшие уже революционный характер. Одна из них — Северное общество — находилась в Петербурге; другая — Южное общество — в маленьком городке Тульчине, где располагался штаб русской армии расквартированной на Украине.

 

 

 Хотя Северное и Южное общества возникли независимо друг от друга, между ними вскоре были налажены связи — ведь организаторами и главными действующими лицами здесь были бывшие члены «Союза благоденствия», хорошо знавшие друг друга. Сохраняя независимую организацию, эти общества действовали в одном направлении, стремясь, как и предшествовавший им «Союз спасения», захватить власть и сверху провести благие перемены: ликвидировать самодержавие и отменить крепостное право. Руководители Северного и Южного обществ периодически встречались, сверяя свои планы.

 

Именно на этом этапе декабристского движения были разработаны четкие программы предстоящих преобразований. Никита Муравьев  стал автором «Конституции» — программы Северного общества; Павел Пестель  написал «Русскую правду», принятую в качестве программы Южным обществом.

Обе программы имели революционный характер, расходясь при этом в конкретных предложениях.

 

Разный характер программ вел к тому, что их создатели предполагали по-разному добиваться своих целей. Северяне, следуя более умеренной «Конституции» Никиты Муравьева, действительно надеялись, что она будет понята и принята значительной частью населения России. Народное вече они хотели созвать как можно скорее после революции и тем самым передать власть выборным представителям от народа. Сами они к власти совершенно не стремились.

Иное дело Пестель. Хорошо понимая, что его радикальную программу можно осуществить в России только силой, создатель «Русской правды» прямо говорил, что после восстания нужно захватить власть в свои руки, установить режим жесткой военной диктатуры, которая будет беспощадно бороться с противниками перемен и подготавливать народ к демократическим   преобразованиям. Что касалось самих этих преобразований — проведения всеобщих выборов в Народное вече, создание выборной Державной думы и так далее, — то они откладывались на неопределенный срок. Подобные заявления Пестеля вызывали негодование северян, сравнивавших лидера южан с Наполеоном — человеком, использовавшим революцию в своих интересах. У Пестеля, кстати, действительно было некоторое внешнее сходство с Наполеоном.

Подводя итоги нашей беседе о декабристских обществах запишем:

Декабристское движение прошло в своем развитии несколько этапов:

1. 1816 — 1818 гг. — заговорщический «Союз спасения».

2. 1818 — 1821 гг. — реформистки настроенный «Союз благоденствия».

3. 1821 — 1825 гг. — Северное и Южное общества, члены которых возвращаются к заговорщической тактике, значительно расширив свой состав и приобретя опыт в противостоянии власти. В этих организациях впервые были разработаны четкие программы декабристского движения.

Следует отметить, что разработка программных документов, бесконечные споры по поводу отдельных их положений — все это отодвигало на задний план принципиально важный вопрос о том, как приступить к реальному осуществлению этих программ: как захватить власть в свои руки? Дальше возобновившихся и крайне неопределенных разговоров о цареубийстве дело здесь не шло.

В результате неожиданная смерть Александра I и те события, которые последовали за этим, застали декабристов врасплох.

 

4. Междуцарствие

Александр I провел свои последние дни в Таганроге. Царь оказался так далеко от столицы по причинам семейного характера: его супруга, Елизавета Алексеевна, была больна чахоткой. Таганрог же находился в Приазовье, которое славилось своим здоровым климатом.

В последние годы правления царя все чаще мучили приступы меланхолии, он производил впечатление человека, разочарованного и в окружающих, и в самом себе. Но физически Александр был вполне здоров и смерти его никто не ожидал.

Царь заболел во время поездки в Крым, где он знакомился с организацией тамошних военных поселений, и после недолгой болезни, диагноз которой придворные врачи так толком и не смогли поставить, скончался 19 ноября 1825 года.

Неожиданная смерть Александра I, человека со сложным характером, скрытного и непредсказуемого, сразу же породила множество слухов, суть которых сводилась к одному: царь не умер, в гроб положен был какой-то другой человек. Александр же скрылся, ушел, отрекшись от престола. Слухи эти вскоре затихли, однако, возобновились позже в середине XIX века, когда в Сибири объявился некий старец неясного происхождения по имени Федор Кузьмич, пользовавшийся большой популярностью у местного населения: к нему ходили на поклон, обращаясь за советами по хозяйственной части, в отношении семейных проблем и т.п. Сам Федор Кузьмич, впрочем, решительно отвергал домыслы о его царском происхождении.

По закону после смерти бездетного Александра на престол должен был взойти его следующий по старшинству брат Константин Павлович, который в это время был наместником в Царстве Польском. Казалось, так и будет.

При первых известиях о смерти Александра столичные книготорговцы поспешили выставить в витринах своих лавок портреты Константина. Более того, тогдашний министр финансов Е.Ф. Канкрин приказал отчеканить «образцовую» рублевую монету с изображением Константина Павловича.

Позже эти, так называемые, «константиновские рубли» были строго засекречены и стали известны общественности только в середине XIX века при Александре II. Из восьми известных в настоящее время «константиновских рублей» в России находятся два.

 

 

Однако, к полной неожиданности для всей России оказалось, что существует завещание, написанное Александром I еще в 1823 году, по которому на престол должен был взойти не Константин, а третий по старшинству брат, Николай Павлович.

Для такого решения у Александра I, очевидно, были причины.

Константин больше других братьев был похож на отца, императора Павла I, — и внешне, и по характеру. О нем так и говорили: «Достойный сын своего отца: те же странности и вспышки, та же жестокость и буйство».

Была и формальная причина: Константин женился на польской аристократке Иоанне Грудзинской, которая не принадлежала ни к какому правящему дому. По русским законам такой брак считался неравным, дети от него не имели прав на престол.

Николай же, напротив, был женат на принцессе прусского правящего дома Шарлотте, в православном крещении носившей имя Александры Федоровны. Более того, в 1818 году у них родился сын-первенец — будущий император Александр II.

Таким образом, вопрос о судьбе российского престола решался на много лет вперед.

Главное же, царь, очевидно, находил в Николае те черты, которые полностью отсутствовали во взбалмошном, непредсказуемом Константине: сильную волю, упорство, чувство ответственности.

Сам Константин на престол не стремился. Он отдавал себе отчет в своих многочисленных слабостях и не чувствовал себя в силах управлять огромной.

 

Известно к тому же, что на Константина самое тяжелое впечатление произвела насильственная смерть его отца, императора Павла, своего сходства с которым он не мог не сознавать. По свидетельству одного гвардейского офицера, на другой день после цареубийства Константин сказал ему: «Брат, если хочет, пусть царствует. Я, попомни мои слова, на престол не взойду никогда». И Константин не раз просил старшего брата «снять с него это бремя», избавить от престолонаследия.

Можно предположить что не существовало никаких серьезных препятствий для того, чтобы провозгласить Николая законным наследником. Достаточно было сделать это гласно и публично! Однако Александр пошел по совершенно другому пути. Составленное им завещание хранилось в одном экземпляре в Государственном совете, причем находилось в запечатанном конверте. О содержании этого документа знало всего лишь несколько человек из ближайшего окружения царя. Александр доверил эту тайну своей матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне и тем сановникам, которым доверял беспредельно — А.А. Аракчееву и князю А.Н. Голицыну.

Именно А.Н. Голицын, чуть ли не единственный человек, которого Александр в последние годы жизни считал своим другом, после смерти царя известил членов Государственного совета о существовании этого документа. Только после этого конверт с завещанием был найден и вскрыт.

Знал о завещании и очень уважаемый Александром религиозный деятель Филарет, которому была передана на хранение копия этого документа. Даже самые заинтересованные в этой истории лица, братья царя, не имели ясного представления о его замыслах; в беседах с ними Александр ограничивался туманными намеками.

Эта совершенно излишняя секретность привела к страшной сумятице и неразберихе в верхах после неожиданной смерти Александра I.

Положение еще больше осложнялось огромными расстояниями, которые отделяли друг от друга главных героев этих событий. Александр I умер в Таганроге; Константин, которого все считали законным наследником престола, находился в это время в столице Царства Польского — Варшаве; а Николай, совершенно неожиданно для всех, провозглашенный наследником указом умершего царя, — в Петербурге.

 

 

Между этими городами началось оживленное сообщение. Первым делом из Таганрога был отправлен курьер в Варшаву, к Константину Павловичу. Чуть позже курьерская тройка понеслась в Петербург, к матери умершего царя, Марии Федоровне — тогда об этом событии узнал и Николай. Оба брата оказались совершенно не готовы к тому, что произошло и явно не знали, как вести себя в подобной ситуации.

Между Варшавой и Петербургом завязались сложные переговоры.

Константин сразу же, как только получил известие о смерти старшего брата, подтвердил свое нежелание царствовать. Причем сделал это в свойственной ему манере: когда один из  адъютантов, желая, очевидно, угодить великому князю, обратился к нему, как к государю: «Ваше величество…», Константин набросился на него с кулаками, послал под арест. Он тут же написал письмо, в котором подтверждал свое отречение от престола в пользу Николая. Это письмо он доверил гостившему в Варшаве, самому младшему из братьев, Михаилу Павловичу, который тут же помчался с ним в Петербург.

 

Между тем, Николай познакомился с завещанием старшего брата, но не рискнул действовать по его воле.

Дело в том, что Николай был человеком очень жестким и требовательным по отношению к подчиненным; его не любили в Петербурге, особенно в гвардии.

В этой ситуации Николай решил не торопиться. 27 ноября, на другой день после получения известий из Таганрога, Николай в Большой церкви Зимнего дворца сам первым принял присягу Константину и привел к ней дворцовые караулы.

Константин был провозглашен императором.

Письмо из Варшавы, казалось бы, ясно показало, что Константин править не будет, что необходима переприсяга. Однако Николай по-прежнему не спешил. По его мнению, письмо Константина носило слишком частный характер, его явно не хватало, чтобы провести официальную процедуру отречения одного царя и провозглашения другого.

Только когда стало окончательно ясно, что Константин ни за что не приедет в столицу, Николай рискнул провести переприсягу. В ночь на 14 декабря на чрезвычайном заседании Государственного Совета он прочел манифест о своем вступлении на престол.

Узнав о переприсяге, которая была назначена на утро 14 декабря, члены Северного общества решили этими обстоятельствами воспользоваться в полной мере.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ УСТНЫХ ОТВЕТОВ

1. Укажите причины возникновения декабристских организаций.

2. Сравните взгляды преддекабристских и декабристских организаций.

3. Сравните цели, методы и состав «Союза спасения» и «Союза благоденствия».

4. Дайте сравнительную характеристику программам Северного и Южного обществ декабристов.

 

Дата последнего обновления страницы 25.12.2017
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»